Новоначальному христианину

КАК   ПРАВИЛЬНО   ПОДАВАТЬ   ЗАПИСКИ   » О ЗДРАВИИ »   И   » ОБ УПОКОЕНИИ «

 Конечно же,  помолиться можно и нужно дома, но домашняя молитва, не имеет такой благодатной силы как молитва общественная, общая, то есть молитва Церкви.

Церковная молитва — эта такая молитва, о которой сам Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

В храме для молитвы собираются верующие христиане. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – это дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.

Как подать записку

1. Лучше  всего  записки  о  поминании  подать  вечером  или  рано утром, до  начала  службы.

2. Количество  имён  не  ограничено, но лучше,  если  их  будет не более десяти в одной записке. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.

3. Имена должны быть написаны разборчиво (лучше печатными буквами), в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

4. Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем четко указывается их сан. Например, «о Здравии»  Митрополита  Сергия,  протоиерея Валерия, затем пишите свое имя, своих родных и близких. Сокращение «арх.» воспринимается в Церкви  как «архиепископ», а «архим.»  как «архимандрит». Неправильно в записках именовать священников или монашествующих «отцами» и «старцами».

5. Все имена должны быть в церковном написании и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли)  с  которым он  был крещен  в  Православной  Церкви.

6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

7. Ребенок  до  7  лет  в  записке  упоминается   как  младенец  до  14  лет – как отрок (отроковица).

8. В записках  «О  здравии»  перед именем можно упомянуть «болящего»«воина»«путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «блаженного»«страждущего»«озлобленного»«нуждающегося»«заблудшего». В  записках  «об Упокоении»  усопший  в  течение  40  дней после смерти именуется «новопреставленный». Допускается в записках «об Упокоении» перед именем писать «убиенный»«воин».

9. Не следует в записку об упокоении вносить имена канонизированных, то есть прославленных Церковью святых.

10. Все записки, поданные в Церковь, прочитываются служителями  монастыря. Записки подаются на следующие Богослужения: Литургию (Обедню),  Молебен,  Панихиду, а также Сорокоуст,  Годовое или Полугодовое  поминовение,  Псалтирь  и   Полунощницу.

На  Литургию  можно подать следующие записки (только о членах Православной Церкви) — на проскомидию — первую часть Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из просфор (особые хлебцы) вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых. Обычно такие записки  после  поминовения на  проскомидии священнослужители прочитывают на Литургии перед Святым Престолом.

  Молебен — церковное богослужение, заключающее благодарственное или просительное моление, обращенное к Богу, Богородице или Святым. На молебен подаются записки о здравии.

 Панихида — заупокойное богослужение, на котором совершается поминовение умерших православных христиан. На панихиду подаются записки об упокоении.

  Сорокоуст — молитва, на которой совершается поминовение православных христиан в течение сорока дней. На  сорокоуст  подают записки как о здравии, так и об упокоении.

О поминовении самоубийц и некрещеных

Посмертную участь самоубийц Церковь предоставляет Суду Божию. Поэтому за лишивших себя жизни можно молиться только частным образом, а не  общецерковно (нельзя совершать отпевание и подавать записки на Литургию или панихиду).

Если самоубийство совершил человек, имевший доказанное умственное расстройство, в этом случае необходимо подать прошение на имя архиерея о разрешении общецерковного поминовения.

Преподобный  Лев  Оптинский,  не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу (имя): аще возможно есть, помилуй. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Точно также о некрещеных живых молиться нужно лишь частным образом, прося Господа привести их к вере и спасению.